Смысл траура по Хусейну (мир ему)

События прошлого, которые происходили в истории каждого человеческого общества, могут оказать огромное влияние на судьбу этого общества и обществ, которые взаимодействуют с ним. Если некое событие было важным и судьбоносным, заключающим в себе много благ и пользы, то память об этом событии, его «оживление» и проведение в честь него различных церемоний и мероприятий, несомненно, окажут положительное воздействие на общество. А если это важное историческое явление будет предано забвению, то общество непременно понесёт невосполнимую потерю. И нет в этом ничего странного, так как важные события в истории народов всегда связаны с высокой ценой, которую заплатили народы во время этих перипетий, – ценой материальной или духовной. К подобным событиям можно отнести, например, утрату великих личностей, тяготы и лишения народа, испытание войной…
Таким образом, эти великие и судьбоносные явления в истории общин и народов являются ценным уроком и опытом для всех последующих поколений, ни с чем не сравнимым богатством каждого народа, а в некоторых случаях и всего человечества. И каждый разумный человек скажет, что такие события никогда не должны быть забыты, они всегда должны оставаться в памяти, чтобы люди извлекали из них пользу и благо для себя.
Нет никаких сомнений, что величественное событие, носящее название «Ашура» и отличающееся многогранностью образов, является одним из величайших происшествий в истории всего человечества. Цена этого события невероятно высока, ибо ею была мученическая смерть непорочного имама (мир ему), являющегося олицетворением совершенного духовного человека, а также смерть его преданных сторонников, которые принесли свои жизни и семьи в жертву во имя торжества истины. Это событие не относится к разряду тех исторических фактов, которые играют весомую роль в жизни лишь определённого человека или только отдельной группы людей. Ашура и мученическая смерть Хусейна ибн Али (мир ему) и его преданных сторонников несут свет всему человечеству, ибо они являются школой, которая преподаёт человечеству великие уроки и ставит перед ним возвышенные цели, такие как единобожие, божественное руководство, призыв к благу и удержание от зла, стремление к истине, борьба с несправедливостью, духовность, величие человека.
Если эта школа, которую без тени сомнений можно назвать школой построения подлинного человека, будет передаваться людьми из поколения в поколение, то человечество, не забывая о том, какая цена была заплачена для создания этой школы, сумеет извлечь из неё максимум благ и пользы для своего счастливого будущего. Но если эта школа и её возвышенные цели будут преданы забвению или искажению, то человечество понесёт невосполнимые потери, особенно община верующих. Потери непременно будут, даже если некоторые люди не поймут этого сразу. И если мы читаем в высказываниях непорочных имамов [1] о необходимости траура и проведения траурных мероприятий в честь имама Хусейна (мир ему), то причина их наставлений заключается в том, чтобы эта школа построения подлинного человека всегда была жива и существовала в умах людей. Чтобы опыт победы крови над мечами, победы стремления к истине над попытками затушить истину всегда освещал путь людям, которые хотят идти по пути праведности и благочестия.
Эти настоятельные и настойчивые рекомендации и наставления непорочных имамов (мир им) стали причиной того, что со времён мученической смерти имама Хусейна (мир ему) и до наших дней траурные мероприятия в его честь всегда оставались живой традицией, несущей свет истины и стремления к справедливости. Тысячи проповедников, исследователей, писателей и поэтов не переставали в каждую эпоху оживлять эту традицию и напоминать о возвышенных целях имама, несмотря на то, что враги и недоброжелатели прилагали все усилия для того, чтобы исказить это великое историческое событие и его подлинные цели. Мы убеждены в том, что память о событиях Ашуры и ежегодный траур в честь имама Хусейна (мир ему) придают жизнь истинному Исламу, который по этой причине никогда не будет уничтожен. Память и траур будут доносить до всех уголков земли воззвание Хусейна ибн Али (мир ему) о борьбе со злом, несправедливостью и угнетением.
Итак, вполне очевидно, что память о таком величественном событии в истории мусульман и всего человечества, каковым является Ашура, должна быть сохранена и передана следующим поколениям. Этого не станет отрицать ни один разумный человек, ибо здравый смысл велит согласиться со всем, что было сказано выше. Непорочные имамы (мир им) также всегда оживляли традицию Ашуры и напоминали своим последователям о тех событиях. Имам Риза (мир ему) говорил: «Когда наступал месяц мухаррам, у моего отца имама Казима (мир ему) наступали дни слёз и скорби. На его лице не было улыбки до тех пор, пока не заканчивались десять дней этого месяца. День Ашуры для него был днём скорби, траура и плача». [2]
Аклама ибн Мухаммад Хадрами передаёт: «Имам Бакир (мир ему) скорбел и плакал по имаму Хусейну (мир ему) и побуждал скорбеть и плакать каждого, кто находился в его доме. В его доме проводились траурные и памятные церемонии, и люди в доме высказывали друг другу соболезнования по поводу случившейся трагедии». [3]
Следует иметь в виду, что положение и степень имама Хусейна ибн Али (мир ему) перед Аллахом настолько возвышены, что он не испытывает нужды в том, чтобы по нему проводились траур и скорбь. Нужду в этом испытываем мы сами. И если непорочные имамы (мир им) наставляли нас хранить память о событиях Ашуры и проводить траурные мероприятия, то мотивировано это было благим влиянием и пользой, которые несёт нам проведение траурных мероприятий. К некоторым из них относятся:
1. Установление единства и сплочённости в рядах последователей имама Хусейна (мир ему). Точно так же, как совершение обрядов хаджа влечёт за собой единство и сплочённость приверженцев различных исламских течений и направлений, проведение траурных мероприятий в месяц мухаррам укрепляет отношения, объединяет и сплачивает между собой живущих в разных странах шиитов и тех мусульман, которые испытывают любовь к имаму.
2. Ознакомление людей с традициями и методами непорочных божественных предводителей, так как эти траурные мероприятия являются одним из лучших средств для разъяснения жизни непорочных имамов, их целей и методов воплощения в жизнь этих целей. И те мусульмане, которые принимают участие в траурных церемониях, наилучшим образом подготовлены для восприятия и уяснения этим значимых тем.
3. Установление прочной духовной связи с непорочными имамами (мир им), являющимися доводом Аллаха для всего человечества, и завоевание их особого расположения. Как было сказано ранее, сами непорочные имамы проводили траурные мероприятия и побуждали к этому своих последователей. Из этого следует, что проведение церемонии траура и скорби является подчинением приказам непорочных имамов. А непорочные имамы никогда не оставят без своей поддержки тех, кто повинуется и подчиняется их приказам.
4. Когда на траурных мероприятиях, посвящённых событиям Ашуры, рассказывается о несправедливости, заблуждении и пороках врагов Ислама, раскрывается истинное лицо и истинная сущность тех, кто лживо заявлял и заявляет о своих притязаниях на руководство. Участники траурных мероприятий, услышав и осознав сказанное, начинают видеть собственные недостатки, а также искажения и пороки своего общества, что побуждает их к исправлению имеющегося положения. Они отдаляются от Йазидов всех эпох и ищут приближения к Хусейну своего времени. Они понимают, что зло, несправедливость и заблуждение не имеют отношения только к прошедшим векам, но могут захватить любое общество на любом промежутке времени. Другими словами, проведение траурных мероприятий и участие в них даруют людям правильное видение реальности, содействуют познанию эпохи, в которой они живут. В этих мероприятиях люди постигают свои религиозные и общественные обязанности.
Мы перечислили только часть благотворного влияния, которое оказывает проведение траурных мероприятий в память о мученической смерти имама Хусейна (мир ему). И если эти мероприятия будут преданы забвению и перестанут проводиться, то мусульманское общество лишит себя многих духовных благ и пользы.
Следует отметить, что почитание и уважение величия событий Ашуры и проведение в честь них различных мероприятий должны осуществляться самыми лучшими и эффективными методами. Религиозные и общественные деятели должны внести свой посильный вклад в это дело. Этим вкладом может быть проведение научных семинаров, создание фильмов, написание книг, выступление с проповедями и другие деяния, которые помогут оживить память о тех событиях и целях их участников. Человек – существо многостороннее и многогранное, в чьей жизни есть место для познания, общества, политики, эмоций, чувств, желаний… Поэтому самое совершенное и оптимальное проведение памятных мероприятий, посвящённых важным и значительным событиям, таким как происшествие в Кербеле, должно вобрать в себя все стороны человеческой сущности. В этом случае из них можно извлечь наибольшую пользу как для всестороннего развития общины, так и для распространения возвышенных воззваний участников этих событий. Со времён непорочных имамов (мир им) и до наших дней траур и скорбь по имаму Хусейну (мир ему) и его незабвенному подвигу проводятся таким способом, который будит чувства и эмоции людей, растапливает их сердца, вызывая искренние слёзы, приближает их к непорочным предводителям, придаёт им силу и уверенность. Существующий способ проведения траурных мероприятий соединяет воедино чувства и мысли мусульман, их сердца и разум сливаются, что в итоге способствует тому, что они поднимаются по ступеням духовного совершенства. Поэтому те люди, которые принимали участие в подобных траурных церемониях, стараются сделать это ещё и ещё, оказывая всяческую помощь их проведению: кто-то – своими знаниями, кто-то – деньгами… Но при этом всегда необходимо помнить о том, чтобы не впадать в крайности, о которых предупреждали непорочные имамы (мир им) и не перестают предупреждать исламские учёные.
Хотелось бы ещё сказать о том, что имам Хусейн ибн Али (мир ему) пал смертью мучеников не только на пути торжества истинного Ислама, но и на пути возрождения человеческих ценностей. Все поколения мусульман должны почитать подвиг имама и благодарить его за принесённую им жертву, ибо к этому их призывает их изначальная человеческая сущность (фитрат), с которой их создал Аллах, и их стремление к познанию истины. Их почитание подвига имама и благодарность ему также проявляются в проведении и участии в траурных церемониях. Мусульманская община и всё человечество нуждаются в том, чтобы об имаме Хусейне (мир ему) и его подвиге всегда помнили и никогда не забывали. И если когда-нибудь настанет день, в котором имам и его жертва будут забыты, то навредит это в первую очередь общине и человечеству.
Поэтому о подобных великих событиях никогда не нужно забывать, что подтверждается также аятами Священного Корана. В суре «Ибрагим» Аллах повелевает Пророку Мусе (мир ему) напоминать людям о днях Аллаха, чтобы они не забывали о них: «Выведи твой народ из мрака к свету и напомни им дни Аллаха. Воистину, во всём этом – знамения для любого терпеливого, благодарного». [4] Алламе Табатабаи пишет в своих комментариях к этому аяту: «Очевидно, что дни Аллаха – это времена, когда стали явными или станут явными единство Аллаха, Его повеления, Его власть… А также дни, когда проявится милость Аллаха. Конечно же, этими днями являются те дни, в которые милость и блага Аллаха проявляются ярче, чем в другие дни. Например, день, когда Пророк Нух (мир ему) покинул ковчег и ступил на землю, или день, в который Пророк Ибрагим (мир ему) был спасён от огня…». [5] Из комментариев Алламе Табатабаи можно сделать вывод, что день Ашура, в который имам Хусейн (мир ему) и его верные соратники отдали свои жизни за истину и Ислам, является одним из примеров дней, которые упомянуты в Коране как дни Аллаха. Ведь именно в этот день, несмотря на всю его траурность, горечь и печаль, проявилась милость Аллаха ко всему человечеству. Поэтому все мы обязаны чтить, помнить и напоминать другим о значимости и важности этого великого дня.
Тексты сносок:
1. Бихар аль-анвар, т. 44, стр. 292; Васаиль аш-шиа, т. 3, стр. 282.
2. Васаиль аш-шиа, т. 10, стр. 394.
3. Васаиль аш-шиа, т. 10, стр. 398.
4. Сура «Ибрагим», аят 5.
5. Аль-мизан, т. 2, стр. 23.