Доблесть Аббаса сына Али (а)

Доблесть Аббаса сына Али (а)

Вне всяких сомнений, его светлость Абальфазль Аббас (а) был знаменосцем восстания Ашуры. В то же время он является олицетворением влюблённости в Бога, символом благородства и просвещённости, символом защитника истинного Ислама Пророка Мухаммада (с) и символом абсолютной преданности его светлости имаму Хусейну (а).

Защита божественного руководства (вилаят): основная составляющая благородства и просвещённости

Естественно, что мы должны быть благодарны своим родителям и прародителям, которые ознакомили нас с божественными руководителями, семейством Пророка Мухаммада (с). И теперь мы можем под их руководством найти праведный путь и гордиться тем, что являемся последователями и учениками этих великих личностей [1]. Для разъяснения этой величайшей милости необходимо указать на жизненный путь его светлости Абальфазль Аббаса (а) как героя и примера для всех во время событий при Кербеле.

После захода солнца в Тасуа (девятый день месяца мухаррам), когда враг намеревался выдвинуться в сторону лагеря имама Хусейна (а), его светлость позвал к себе своего брата его светлость Абальфазль Аббаса (а) и отправил его к ним вместе с двадцатью воинами для переговоров. Поэтому его светлость Абальфазль Аббас (а) оседлал лошадь и направился к врагам [2]. Когда он достиг их, обратился к ним со следующими словами: «О люди! Абу Абдулла (имам Хусейн) просит у вас отсрочку всего лишь на одну ночь» [3].

Отвержение гарантии безопасности: олицетворение благородства и просвещённости его светлости Абальфазль Аббаса (а)

Господином и предводителем мужественных и несгибаемых перед тиранией и гнётом людей мира сего, который научил людей предпочитать смерть под тенью острых мечей, униженности и угнетённости, был Хусейн Ибн Али (а). Имаму Хусейну (а) и его соратникам предложили принять гарантию безопасности и сдаться, но они не согласились на униженное существование [4], [5]. И не только сам имам Хусейн (а), а все его соратники и сподвижники 61-го года по лунной хиджре, в Ашуру (десятого дня месяца мухаррам) умерли благородной смертью мучеников, достигнув апогея благородства и человеческого достоинства [6]. Отвержение его светлостью Абальфазль Аббасом (а) гарантии безопасности, которую предлагал Шимр Ибн Зуль Джовшан [7], является одним из примеров этой истины [8].

Разъясняя расцвет благородства и просвещённости его светлости Абальфазль Аббаса (а) по отношению к его светлости имаму Хусейну (а), необходимо упомянуть о вечере Тасуа и отвержении гарантии безопасности. Когда Шимр Ибн Зуль Джовшан на девятый день месяца мухаррам предложил его светлости Абальфазль Аббасу (а) гарантию безопасности взамен на отказ от сопротивления [9], его светлость Абальфазль Аббас (а) очень жёстко отверг это предложение [10]. А также, когда Зухайр Ибн Каййин при его светлости имаме Хусейне (а) высказался о необходимости до последней крови защищать Предводителя мучеников (а), его светлость Абальфазльл Аббас (а) сказал ему: «Ты мне напоминаешь о необходимости защищать моего брата?!». Тем самым он хотел сказать, что он не нуждается в этом напоминании и в нём нет ни капли сомнения в этой необходимости [11], [12].

Поэтому враг, хотя и сумел изуродовать их тела и разрезать их на кусочки, но не смог подавить их дух и решимость [13]. Один из арабских поэтов красиво сказал:

قَدْ غَيَّرَ الطَّعْنُ مِنْهُمْ كُلَّ جارِحَةٍ

إِلَّا الْمَكارِمَ فِي أَمْنٍ مِنَ الْغِيَرِ

Удары (мечей) полностью изменили их тела,

Однако их нравственные качества были в безопасности от изменений [14].

 

Преданность его светлости Абальфазль Аббаса (а) Предводителю мучеников (а) в ночь Ашуры

Вне всякого сомнения, объявление сподвижниками Предводителя мучеников (а) о своей преданности его светлости в ночь Ашуры является одной из прекраснейших сцен в истории человечества [15]. И невозможно найти аналог преданности его светлости Абальфазль Аббаса (а) по отношению к его светлости имаму Хусейну (а), которую он продемонстрировал в ночь на Ашуру, после речей имама (а), в которых он снял со своих сподвижников все данные ранее обязательства. Абальфазль Аббас (а) в первую очередь сказал имаму (а): «Зачем нам делать это? Чтобы остаться в живых, когда ты умрёшь? Не приведи нас Аллах увидеть такой день!» [16].

После его светлости Абальфазль Аббаса (а), следуя его примеру, похожие слова говорили братья, дети и племянники имама Хусейна (а), а также дети Абдуллы Ибн Джаафара (то есть дети её светлости Зейнаб (с) [17]. Естественно, имам (а) был обрадован подобной преданностью, мужеством и стойкостью своих сподвижников в выборе правильного пути и судьбы [18].

По этому поводу можно упомянуть и речь её светлости Зейнаб (с): «В ночь Ашуры я вышла из своей палатки и услышала гул и громкие звуки из палатки Аббаса (а). Я подошла к палатке с обратной стороны и увидела, как братья, двоюродные братья и племянники собрались вокруг Аббаса, который подобно льву опирался на свои колени. Аббас (а) восхвалил Бога, передал приветствие Пророку Мухаммаду (с). Подобную речь я не слышала ни от кого, кроме имама Хусейна (а). Аббас (а) в конце своей речи сказал: "О братья! Племянники! Двоюродные братья! Что вы будете делать, когда наступит утро?” Они сказали: "Мы подчиняемся тебе, ты тут главный; что скажешь, то и будем делать” [19].

Аббас (а) в продолжение своей речи сказал: "У этих людей, сподвижников имама (а), нет родственных связей с его светлостью (а), и самая тяжёлая ответственность лежит на нас. И когда наступит утро, вы первыми выйдете на поле битвы [20]. Мы должны быть убиты до них. Мы не должны позволить, чтобы люди говорили, что «он отправил своих сподвижников на поле битвы до себя и своих родственников. И взялись за оружие только тогда, когда никого другого не осталось, дабы отсрочить смерть и затянуть время»”. Сыновья Хашима встали на ноги, вытащили свои мечи и, встав перед Аббасом (а), сказали: "Мы все подчиняемся тебе!”» [21].

 

Героизм Аббаса (а) у водоёма: апогей благородства и самоотверженности его светлости (а)

Аббас Ибн Али был знаменосцем своего брата Хусейна ибн Али (а). Когда все сподвижники, братья, двоюродные братья и племянники были убиты, он заплакал, вышел вперёд, взял флаг и попросил своего брата разрешить ему выйти на поле битвы [22]. Имам Хусейн (а) очень любил своего брата, и поэтому мысль о разлуке опечалила его, он сильно заплакал, даже борода его стала мокрой от слёз. Потом он сказал своему брату: «يا أَخي كُنْتَ الْعَلامَةَ مِنْ عَسْكَري وَ مُجْمِعَ عَدَدِنا، فَإِذا أَنْتَ غَدَوْتَ يَؤُلُ جَمْعُنا إِلَى الشِّتاتِ، وَ عِمارَتُنا تَنْبَعِثُ إِلَى الْخَرابِ» («О брат! Ты был символом (могущества и силы) моего воинства и связующим звеном моих воинов. Если ты уйдёшь и падёшь мученической смертью, то наши люди разбегутся и потерпят поражение») [23].

Аббас (а) ответил: «فِداكَ رُوحُ أَخيكَ يا سَيِّدي! قَدْ ضاقَ صَدْري مِنْ حَياةِ الدُّنْيا، وَ أُريدُ أَخْذَ الثَّارِ مِنْ هؤُلاءِ الْمُنافِقِينَ» («Да буду я жертвой за тебя, о брат! Я устал от этой жизни и хочу получить свою месть от этих лицемеров») [24]. Имам (а) сказал ему: «إِذا غَدَوْتَ إِلَى الْجِهادِ فَاطْلُبْ لِهؤُلاءِ الْأَطْفالِ قَليلًا مِنَ الْماءِ» («Если ты так хочешь выйти на поле битвы, то принеси воды этим детям») [25].

Аббас (а) вышел на поле битвы, обратился к врагу, предупреждая его о божественной каре, но враг был чёрств [26]. Аббас (а) вернулся к своему брату и сообщил о случившемся. В этот момент он услышал возглас детей, которые просили воды, и, вскочив на лошадь, поскакал в сторону реки Фурат вместе с копьём и сосудом для воды. Около 4000 людей окружили его у реки и закидали его копьями. Но его светлость сумел, мужественно пробив окружение и убив около 80 человек, вырваться к реке [27]. فَلَمَّا أَرادَ أَنْ يَشْرَبَ غُرْفَةً مِنَ الْماءِ ذَكَرَ عَطَشَ الْحُسَيْنِ وَأَهْلِ بَيْتِهِ فَرَضَّ الْماءَ وَمَلَأَ الْقِرْبَةَه(Когда он набрал воды, чтобы утолить жажду, то вспомнил, что его брат имам Хусейн (а) и его семья тоже испытывают сильную жажду, и вылил воду обратно. А потом набрал воды в сосуд). Тогда он взял сосуд на правое плечо и сказал:

«یا نَفْسُ مِنْ بَعْدِ الْحُسَیْنِ هُونِی / وَبَعْدَهُ لا کُنْتِ أَنْ تَکُونِی‏

هذا حُسَیْنٌ وارِدُ الْمَنُونِ / وَتَشْرَبینَ بارِدَ الْمَعینِ

هَیْهاتُ ما هذا فِعالُ دینِی‏ / وَلا فِعالُ صادِقِ الْیَقینِ»

(«О душа (Аббаса)! Жизнь после Хусейна (а) является позором и унижением для меня.

Не приведи Господь жить тебе после Хусейна (а).

Это Хусейн, испивающий напиток мученичества,

А ты хочешь испить прохладной и вкусной воды?!

Никогда! Нет подобных деяний в религии моей

И в религии людей, верующих в правду») [28].

 

Обретение могущества и достоинства: под лучами религиозности и стремления к мученической смерти

Одной из составляющих благородство и достоинство его светлости Абальфазль Аббаса (а) можно назвать самоотверженную защиту истинного Ислама Пророка Мухаммада (с) даже ценой собственной жизни. Поэтому его светлость Абальфазль Аббас (а) после мученической смерти некоторых из Хашимитов позвал к себе своих братьев (Абдуллу, Османа и Джаафара) и сказал им: «Идите и пожертвуйте собой ради нашего брата и имама. И тогда я посчитаюсь с вами перед Господом и отомщу за вас» [29].

Когда этот храбрый командир Кербелы находился при смерти, он произносил следующие слова:

«لا أَرْهَبُ الْمَوْتَ إِذَا الْمَوْتُ رَقا / حَتَّى أُوارى‏ فِی الْمَصالیتِ لَقا

نَفْسِی لِسِبْطِ الْمُصْطَفى‏ الطُّهْرِ وَقا / إِنِّی انَا الْعَبَّاسُ اغْدُو بِالسَّقا

وَلا أَخافُ الشَّرَّ یَوْمَ الْمُلْتَقى‏».

 

(«Я не боюсь смерти, когда она подступает ко мне,

И даже тогда, когда мечи бросают меня на землю.

Я пожертвовал своей жизнью ради внука пречистого Пророка (мир и благословение ему и его роду).

Я тот самый Аббас, которого называют водоносом,

И я не боюсь трудностей страшного столкновения»).

 

Поэтому, когда враг отрубил его руку, его светлость сказал следующие слова:

«وَاللَّهِ إنْ قَطَعْتُمُ یَمینی / إِنِّی أُحامِی أَبَداً عَنْ دینِی‏

وَ عَنْ إِمامٍ صادِقِ الْیَقینِ / نَجْلِ الْنَّبِیِّ الطَّاهِرِ الْأَمینِ‏».

(«Клянусь Аллахом! Несмотря на то, что вы отрубили мне левую руку,

Я не перестану защищать свою религию

И имама своего, верующего в истину

Внука пречистого и верного Пророка (с)»).

 

Поэтому надо заметить, что в каждом его шаге был целый урок, урок достоинства и самоотверженности, мужества, храбрости и самопожертвования.

И в самом деле, кто в этот момент мог предсказать, что в подобной неравной битве Аббас (а) доберётся до воды и падёт мучеником, будучи жаждущим воды и не испив даже капли?! Наблюдали ли за всем издалека сам имам Хусейн (а) или его дети? Или же о случившемся его светлости (а) сообщил Сам Всевышний? Или это были ангелы, наблюдавшие за событиями? Или это происходило каким-то другим образом? Кто бы это ни был и как бы там ни было, история запечатлела эти благородство и честь [30].

 

Заключительное слово

Мы должны быть крайне внимательны, дабы в один день не превратиться в продавцов религии, вне зависимости от того, дорого или дёшево. В этой области мы должны следовать за тем, кто не является продавцом и предателем, за его светлостью имамом Хусейном (мир ему), который пожертвовал собой и своими близкими, но религию свою не продал. Он был готов на пленение своих детей и женщин, но не был готов отказаться от своей идеологии [31]. Мы должны следовать за его братом, его светлостью Абальфазль Аббасом (а), который отказался от гарантии безопасности, которую предлагал ему Шимр Ибн Зуль Джовшан, и защитил свою веру и религию [32].

Именно поэтому благородство, мужественность, самоотверженность, защита религии, верность и многие другие качества его светлости Абальфазль Аббаса (а) подтолкнули его светлость имама Хусейна (а) после мученической смерти Аббаса сказать знаменитые слова: «الْانَ إِنْكَسَرَ ظَهْري‏ وَقَلَّتْ حِيلَتي» («Сломалась моя спина, и потерял я последние возможности свои») [33].

Его светлость имам Зейн аль-Абидин (а) объявил всему миру о величии, благородстве, верности и самоотверженности его светлости Абальфазль Аббаса (а), сказав на его похоронах следующие слова: «عَلَى الدُّنْيا بَعْدَكَ الْعَفا يا قَمَرَ بَني هاشِمٍ‏ وَعَلَيْكَ مِنّي السَّلامُ مِنْ شَهيدٍ مُحْتَسَبٍ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكاتُهُ» («О луна рода Хашимитов! Позор этому миру после тебя! Да будет над тобой мир, благословение Аллаха и Его обилие») [34], [35].

 

Тексты сносок:

1. Многозначные клятвы Корана, стр. 371.

2. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 454.

3. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 390.

4. Толкование «Пути красноречия», Ибн Абул Хадид, том 3, стр. 249.

5. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 32.

6. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 32.

7. Иршад, шейх Муфид, стр. 440.

8. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 32.

9. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 447.

10. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 448.

11. Мактал аль-Хусейн, Мукаррар, стр. 209.

12. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 448.

13. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 33.

14. Там же.

15. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 449.

16. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 396.

17. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 396.

18. Там же.

19. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 404.

20. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 404.

21. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 404.

22. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 493.

23. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 493.

24. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 493.

25. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 493.

26. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 493.

27. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 493.

28. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 494.

29. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 489.

30. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 496.

31. Нравственность в «Пути красноречия» (проповедь о богобоязненных), том 2, стр. 395.

32. Там же.

33. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 495.

34. Мактал аль-Хусейн, Мукаррар, стр. 320; Иршад, шейх Муфид, стр. 471.

35. Ашура: корни, цели, события, послания, стр. 552.

04:32