Хабиб ибн Музахир

Хабиб ибн Музахир

Дата смерти: 10-го мухаррама 61-го года лунной хиджры (680 г.).
Место погребения: Кербела, рядом с могилой имама Хусейна (а).
Места жительства: Медина, Куфа.
Статус: сподвижник Пророка (с), приближённое лицо имама Али (а), имама Хасана (а) и имама Хусейна (а).
Хабиб ибн Музахир Асади – выходец из племени Бану Асад, житель Куфы, особый сподвижник имама Али (а). Убит в 75-летнем возрасте вместе с имамом Хусейном (а) в сражении в Кербеле.

Имя и племя

В ранних источниках имя отца Хабиба написано как «Музахир» [1], «Музаххар» [2] и даже «Мутаххар» [3]. Однако Мамакани, исходя из наиболее популярной в народе и молитвах версии, считает имя Музахир наиболее достоверным [4]. Выходец из племени Бану Асад, он был сподвижником Посланника Аллаха (с), имама Али (а), имама Хасана (а) и имама Хусейна (а)[5].

Добродетели

Хабиб был набожным аскетом. Он знал наизусть весь Коран и молился Господу ночи напролёт. Еженощно он прочитывал весь Коран, как завещал ему имам Хусейн[6], и во всём соблюдал Божьи заповеди. Жил он очень простой жизнью и не испытывал никакой страсти к богатству, говоря: «У нас нет никакого оправдания перед Посланником Аллаха (с) жить и здравствовать, когда его потомка вероломно убили» [7].

В эпоху Пророка (с)

Хабиб ибн Музахир был одним из сподвижников Пророка (с), что подтверждает Ибн Калби [8]. Ибн Хаджар Аскалани [9] пишет, что Хабиб видел Посланника Аллаха (с), хотя шейх Туси считает, что он был табиином и сподвижником имама Али (а), имама Хасана (а) и имама Хусейна (а)[10].

В эпоху имама Али (а)

Хабиб отправился с имамом Али (а) в Куфу и принял участие во всех его сражениях. Он стал одним из его особых сподвижников и доводил до людей его знания [11]. Али (а) научил его предугадывать будущие события [12] и включил в особую группу «Шуртат ал-хамис», члены которой были готовы без колебаний пожертвовать своей жизнью ради имама[13]. Ещё за несколько лет до битвы в Кербеле они с Майсамом Таммаром предсказывали друг другу, что падут мучениками. Имам Али (а) научил их предсказывать будущее [14].

Во время восстания имама Хусейна (а)

В Куфе

После смерти Муавийи в 60-м году лунной хиджры Хабиб вместе с группой шиитов Куфы, среди которых были Сулайман ибн Сурад, Мусаййаб ибн Наджаба и Рафаа ибн Шаддад Баджали, отказались присягать на верность Йазиду и написали письмо имаму Хусейну, в котором призывали его восстать против Омейядов и выступить в Куфу [15]. Когда Муслим ибн Акил прибыл в Куфу, Хабиб поспешил к нему на подмогу и вместе с Муслимом ибн Авсаджем тайно приводил людей к нему, чтобы они через него приносили присягу имаму Хусейну (а). Когда Ибн Зийад прибыл в Куфу и стал притеснять из-за этого местных жителей, они не только бросили Муслима ибн Акила на произвол судьбы, но и нарушили присягу. Тогда представители племени Бану Асад спрятали у себя Хабиба и Муслима ибн Авсаджа, а затем вместе с ними отправились к имаму Хусейну (а). Днём они прятались от людей Ибн Зийада, а ночью коротали путь. В итоге седьмого числа месяца мухаррам они дошли до лагеря имама Хусейна (а) в Кербеле [16].

В Кербеле

Прибыв к Кербелу, Хабиб на деле показал свою верность имаму Хусейну (а). Увидев, что у имама мало сторонников и много противников, он сказал: «Здесь поблизости находятся люди из племени Бану Асад. Если ты позволишь, я пойду и призову их на подмогу. Может быть, Аллах наставит их на прямой путь». Получив согласие имама, он тут же отправился к ним и стал звать их на помощь, но Амр ибн Сад отправил за ним свой отряд, который перекрыл им дорогу и не позволил вступить под знамёна имама [17].

Днём накануне Ашуры

Днём накануне Ашуры один из воинов Амра ибн Сада принёс его письмо имаму Хусейну (а), и Хабиб стал советовать не выступать на стороне несправедливости[18]. В тот же день он пошёл в стан врага и стал рассказывать там о добродетелях имама и убеждать не вступать в сражение[19].

Ночью накануне Ашуры

Ночью накануне Ашуры Хилал ибн Нафи сообщил Хабибу, что Зайнаб, дочь имама Али (а), сомневается в верности сподвижников имама Хусейна (а). Тогда он собрал их всех и с ними пришёл к имаму, чтобы заверить его в том, что все они до последней капли крови будут защищать членов Дома Пророка (с) [20].

В день Ашуры

В день Ашуры имам Хусейн (а) поставил Хабиба ибн Музахира во главе левого фланга, Зухайра ибн Кайна – во главе правого фланга, а Абу ал-Фадла – знаменосцем [21]. Затем он стал рассказывать о своём происхождении, добродетелях и упомянул изречение Пророка (с): «Эти двое – предводители молодых обитателей рая». Тогда Шимр сказал: «Стало быть, я молился Богу в сомнениях, если допущу, что ты говоришь правду?!» На что Хабиб ибн Музахир ответил ему: «Клянусь Аллахом, я ясно вижу, что ты молишься Богу весь в сомнениях, и я свидетельствую, что ты говоришь правду и не понимаешь, что говоришь, потому что твоё сердце почернело и почерствело» [22].
В начале сражения один из воинов Умара ибн Саада стал вызывать на бой противника. Хабиб и Барир приняли его вызов, но имам Хусейн (а) не разрешил им сражаться.
Когда Абу Самама напомнил имаму Хусейну (а), что наступило время молитвы, он сказал: «Попросите их прекратить сражение, чтобы мы совершили молитву». Однако Хусейн ибн Намир (Тамим) возразил: «Ваша молитва не будет принята». Хабиб пришёл в ярость от этих слов и ответил: «Думаешь, молитва домочадцев Пророка (с) не будет принята, а твоя будет, пьяница?» И, набросившись на Хусейна ибн Намира, рассёк мечом голову его коня. Конь рухнул, и тут к Хусейну подбежали его соратники и спасли от Хабиба [23].
После сражения Муслим ибн Авсаджа лежал израненный и доживал последние минуты. В это время к нему пришли имам Хусейн (а) и Хабиб. Имам сказал ему: «Да смилостивится над тобой Аллах». И прочёл аят: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, данному ими Аллаху. Среди них есть и такие, которые исполнили свой обет, есть и такие, для которых срок его исполнения ещё не наступил, но они ни в коей мере не изменили завету». Затем к нему подошёл Хабиб и сказал: «Мне трудно пережить твою утрату, но я обрадую тебя вестью о том, что ты войдёшь в рай». Муслим слабым голосом ответил ему: «Да обрадует тебя Аллах благой вестью». Хабиб сказал ему: «Если бы не твоя скорая смерть, я бы хотел, чтобы ты завещал мне то, что важно для тебя, чтобы я выполнил свой религиозный и родственный долг в отношении тебя». И Муслим, указав на имама, сказал Хабибу: «Да смилостивится над тобой Аллах, я завещаю тебе защищать имама Хусейна (а) до тех пор, пока ты жив, и не покидай его, пока не умрёшь». И Хабиб ответил ему: «Я буду следовать твоему завещанию и обрадую тебя» [24].

Стихи, воспетые в день Ашуры

В день Ашуры Хабиб атаковал недруга, читая эти стихи:
Я – Хабиб, мой отец – Музахир!
Я – наездник отважный и пламя сражения!
Вы превосходите нас числом,
Но мы вернее и терпеливее!
Наш довод выше и яснее!
Мы набожнее и правдивее! [25]

Смерть

Несмотря на свой преклонный возраст, Хабиб ибн Музахир сражался героически и убил 62 воина из вражеского войска. Но пришёл его час, и Бадил ибн Марйам Акфани рассёк ему голову мечом, а другой воин воткнул в него своё копьё, и Хабиб упал с коня мёртвый. Затем Бадил ибн Марйам отрубил ему голову [26], а когда сын Хабиба по имени Касим вырос, он отомстил за отца и отрубил голову Бадилу [27].
Увидев Хабиба мёртвым, имам Хусейн (а) подошёл к нему и сказал: «Молю Аллаха одарить тебя за меня и за защищавших меня сподвижников» [28]. В некоторых книгах говорится, что имам также сказал: «О Хабиб, ты был добродетельным человеком и еженощно читал весь Коран» [29].

Мавзолей

Когда люди из племени Бану Асад хоронили мучеников, павших в сражении в Кербеле, они похоронили Хабиба ибн Музахира, который был одним из их лидеров и пользовался у них особым почётом, в десяти метрах от имама Хусейна (а). Впоследствии его могила вошла в территорию мавзолея имама Хусейна (а).

Молитва
В молитве, которая читается при посещении мавзолея имама Хусейна (а) в середине шаабана и в другое время, встречается имя Хабиба ибн Музахира .

 

Текст сноски:

 

·  1.ابن جریر، طبری، ج۵، ص۳۵۲، ۳۵۵، ۴۱۶

·  2.بلاذری، انساب الاشراف ج۲، ص۴۶۲، ۴۷۸، ۴۸۰

·  3..ابن اعثم کوفی، الفتوح، ج۵، ص۲۸، ۳۴، ۸۷

·  4.تنقیح المقال فی علم الرجال ج۱۷، ص۳۹۴ـ۳۹۵

·  5.محسن الامین، اعیان الشیعه، ج۴، ص۵۵۴

·  6..شیخ عباس قمی، نفس المهموم، ص۱۲۴

·  7..محسن الامین، اعیان الشیعه، ج۴، ص۵۵۳

·  8..سماوی، ابصارالعین فی انصارالحسین، ص۱۲۶

·  9..الاصابة فی تمییزالصحابةج ۲، ص۱۴۲

·  10.رجال الطوسی ص۶۰، ۹۳، ۱۰۰

·  11.سماوی، ابصارالعین فی انصارالحسین، ص۱۲۷

·  12.الحسین فی طریقه الی الشهاده ص۶

·  13.الاختصاص شیخ مفید ص۲ تا ۷

·  14..سماوی، ابصارالعین فی انصارالحسین، ص۱۲۷

·  15..مفید، الارشاد، ص۳۷۸

·  16.سماوی، ابصارالعین فی انصارالحسین، ص۱۲۸

·  17.محسن الامین، اعیان الشیعه، ج۴، ص۵۵۴

·  18.سماوی، ابصارالعین فی انصارالحسین، ص۱۳۰

·  19.بلاذری، انساب الاشراف، ج۲، ص۴۸۴

·  20.موسوعة کلمات الامام الحسین علیه‌السلام، ص۴۰۷ـ۴۰۸

·  21.خوارزمی، مقتل الحسین ج۲ ص۷

·  22.مفید، الارشاد، ص۴۵۰

·  23.شیخ عباس قمی، نفس المهموم، ص۱۲۴

·  24.سید بن طاووس، لهوف، ص۱۳۳

·  25..سماوی، ابصارالعین فی انصارالحسین، ص۱۳۳

·  26..شیخ عباس قمی، نفس المهموم، ص۱۲۴

·  27.سماوی، ابصارالعین فی انصارالحسین، ص۱۲۷

·  28.ابی مخنف، وقعه الطف، ص۲۶۵

·  29.شیخ عباس قمی، نفس المهموم، ص۱۲۴

· 

 


 

23:35