Сподвижники Пророка (с), павшие в Кербеле

Выступление имама Хусейна (а), достигшее своей кульминации в Кербеле, произошло в шестьдесят первом году хиджры, то есть спустя пять десятилетий после смерти Посланника Аллаха (с).
Несмотря на немалый промежуток времени между смертью
Пророка (с) и событиями в Кербеле, согласно мнению некоторых историков в войске
имама Хусейна (а) присутствовали несколько сподвижников Пророка (с). В этом нет
ничего невозможного, так как они были примерно одного возраста с имамом либо ненамного
старше его или младше. Они появились на свет в эпоху Посланника Аллаха (с) и
видели его, а в битве в Кербеле им было более шестидесяти лет. Но даже если
допустить, что среди воинов имама Хусейна (а) не было сподвижников Посланника
Аллаха (с), то это ничуть не умаляет значимость и важность выступления Ашуры.
Если допустить, что их не было в войске имама, то это было обусловлено тем, что
между эпохой Посланника Аллаха (с) и событиями Кербелы было пятьдесят лет. По этой
причине многие сподвижники уже покинули этот мир, а те, которые были живы, были
старыми и не имели сил принимать участие в битвах. Но, несмотря на всё это, в
исторических источниках упоминаются имена пяти человек, являвшихся
сподвижниками Посланника Аллаха (с), которые стали шахидами в Кербеле,
отстаивая правоту имама Хусейна (а). Этими пятью сподвижниками являются:
1. Анас ибн Харис Кахили. Самави в своей книге «Абсар аль-айн фи ансар
аль-Хусейн» включил его имя в число шахидов Кербелы.[1]Шейх Туси писал о нём, что он является и сподвижником Посланника Аллаха (с),[2] и
одним из соратников имама Хусейна (а), павших смертью шахидов в Кербеле.[3]Когда шейх Туси включил Анаса ибн Хариса в число сподвижников Посланника Аллаха
(с), он упомянул, что тот погиб в Кербеле вместе имамом Хусейном (а). Анас ибн
Харис был обладателем многих достоинств и был известен своей преданностью ахль
аль-бейт. Алламе Мухсен Амин в книге «Айан аш-шиа»[4] приводит
несколько стихотворений, которые Камит ибн Зейд (поэт, прославлявший в своих
стихах ахль аль-бейт) сочинил во славу Анаса ибн Хариса.
2. Хабиб ибн Музаххир.[5] Он
является сподвижником Посланника Аллаха (с) и одним из известных и верных
сторонников имама Али (а), принимавшим участие во всех трёх битвах, которые вёл
имам. То есть в битвах Джамал, Сиффин и Нахраван.[6] Шейх
Туси не включил его в число сподвижников Посланника Аллаха (с), но упомянул его
как верного сторонника имама Али (а) [, имама Хасана (а)] и имама Хусейна (а).[7] Некоторые
учёные, такие как Мухаммад ибн Тахир Самави, считали его одним из сподвижников
Посланника Аллаха (с), которые стали шахидами в Кербеле.[8]
3. Муслим ибн Аусаджа. В книге «Абсар аль-айн» о нём сказано как о сподвижнике
Посланника Аллаха (с) [и имама Али (а)].[9] Алламе
Мухсен Амин в книге «Айан аш-шиа», рассказывая о соратниках имама Хусейна (а), отзывается
о нём как о сподвижнике Пророка (с).[10]
4. Хани ибн Урва. Он также является шахидом Кербелы, который был к тому же
сподвижником Посланника Аллаха (с). Хани ибн Урва был одним из предводителей
рода Муради, и он участвовал вместе с имамом Али (а) во всех трёх битвах,
которые вёл имам против своих врагов.[11]
5. Абдулла ибн Бактар (или Йактар) Амири. Абдулла приходится имаму Хусейну (а)
молочным братом.[12] Его
отец был слугой Посланника Аллаха (с). Абдулла погиб не в Кербеле в день Ашуры,
а чуть раньше. Имам Хусейн (а) послал его в Куфу с письмом к Муслиму ибн Акилю.
Он был схвачен и убит по приказу Убейдуллы ибн Зияда.[13]
Текст сносок:
- 1. Абсар аль-айн фи ансар аль-Хусейн, Мухаммад ибн Тахир Самави, тахкик Мухаммад Джафар Табси, стр. 192.
- 2. Китаб ар-риджаль, Мухаммад ибн Хасан Туси, стр. 21, издательство «Интишарат Хайдария», Неджеф, 1381 год хиджры.
- 3. Там же, стр.99.
- 4. Айан аш-шиа, Мухсен Амин Амели, т. 3, стр. 500, издательство «Дар ат-тааруф», Бейрут, 1406 год хиджры.
- 5. В некоторых книгах его имя пишется как Хабиб ибн Мазахир. Однако Алламе Мухсен Амин считает, что более верным является ибн Музаххир. Айан аш-шиа, т. 4, стр. 553.
- 6. Фарханг Ашура, Джавад Мухаддиси, стр. 151, издательство «Нашр маруф», Кум, 1381 год.
- 7. Айан аш-шиа, т. 4, стр. 553.
- 8. Абсар аль-айн фи ансар аль-Хусейн, стр. 193.
- 9. Там же.
- 10. Айан аш-шиа, т. 1, стр. 612.
- 11. Мухаммад ибн Тахир Самави считал его сподвижником Посланника Аллаха (с), так как Хани ибн Урва был одним из предводителей своего рода и был человеком в возрасте, старше имама Хусейна (а). «Абсар аль-айн фи ансар аль-Хусейн», стр. 192.
- 12. Китаб ар-риджаль, Мухаммад ибн Хасан Туси, стр. 103.
- 13. Фарханг Ашура, стр. 322. В книгах по науке ар-риджаль Абдулла ибн Бактар (Йактар) не назван сподвижником Посланника Аллаха (с). Но, принимая во внимание то, что он был молочным братом имама Хусейна (а), а его отец был слугой Пророка (с), он вполне мог быть сподвижником Пророка (с). Поэтому автор книги «Абсар аль-айн фи ансар аль-Хусейн» считал его сподвижником Посланника Аллаха (с).