Абдулла ибн Хусейн (Али Асгар)

Абдулла ибн Хусейн (Али Асгар)

Абдулла ибн Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб (ар. – عبد الله بن الحسین) – сын имама Хусейна (а), более известный как Али Асгар, который пал мученической смертью в Кербеле от стрелы, выпущенной Хармалой ибн Кахилем. Согласно убеждениям шиитов, он обладает возвышенной степенью пред Аллахом, несмотря на свой малолетний возраст.

Родословная и рождение

Абдулла – сын имама Хусейна (а) и Рубаб, дочери Амру Кейса. [1] Дата рождения Абдуллы ибн Хусейна доподлинно не известна, однако исторические источники указывают на то, что в момент смерти в Кербеле он был грудным ребёнком. [2]

Имя

В ранних суннитских и шиитских источниках сказано, что этот младенец носил имя Абдулла. Однако в более поздних шиитских источниках он получил известность как Али Асгар. Книги «Макталюль-Хусейн» Ахтаба Хаварезма [3] и «Манакибу али Абу Талиб» Ибн Шахра Ашуба [4] относятся к первым источникам, которые, описывая мученическую смерть малолетнего сына имама, назвали его по имени Али. Последующие исторические источники, следуя им, также называли павшего мученической смертью младенца именем Али Асгар (младший Али), а имама Саджада (а) в большинстве случаев – эпитетом Али Аусат (средний Али). [5]

Но эти же источники, перечисляя имена детей имама Хусейна (а), упомянули в их числе и сына по имени Абдулла, но не указали, как он умер. [6] Подобные несоответствия берут своё начало в том, что в ранних и поздних источниках имеются разные мнения о количестве сыновей имама Хусейна (а), носящих имя Али. [7]

К числу хадисов, называющих имена сыновей имама Хусейна (а), относится хадис, переданный Кулейни. [8] Согласно этому хадису, когда Марван спросил, почему имам Хусейн (а) назвал двоих своих сыновей именем Али, он услышал в ответ, что даже если бы у него было сто сыновей, он хотел бы дать им всем имя Али.

Мученическая смерть

В исторических источниках приводятся разные хадисы по поводу мученической смерти Али Асгара (а). Шейх Муфид передаёт: «После того как унесли тело Касима – сына имама Хасана (а), имам Хусейн (а) сел перед шатром возле тел других мучеников. После к нему принесли Абдуллу (Али Асгара), и имам посадил его на свои колени. В это время мужчина из племени Бани Асад выпустил стрелу, которая поразила его. Имам вынул свою руку из-под горла младенца, и она была наполнена кровью. Он вылил кровь на землю и сказал: «Господи! Если ты забрал помощь неба, то установи её для того, что лучше, и отомсти за меня этим несправедливым!» Затем он унёс тело младенца и уложил возле других убитых». [9] Согласно другой передаче, имам Хусейн (а), после того как пали смертью все его сподвижники и помощники, и перед тем как самому вступить на поле битвы, в последние мгновения своей жизни подошёл к шатрам, для того чтобы попрощаться со своей семьёй. После прощания с ними он заключил в объятия Абдуллу (Али Асгара) и поцеловал его. Внезапно человек из племени Бани Асад выпустил стрелу в Абдуллу и этим предал его мученической смерти. [10] Человек, выпустивший стрелу, упомянут по имени Хармала ибн Кахил. [11]

Джалалуддин Хамаи:

«Страдаю я в печали младенца, который вместо молока наполнил рот кровью из-за преступления Хармалы.

Младенца, который пил воду в источнике непорочности, а жжение жажды охватило всё его тело.

Если бы не было расцветшего бутона красного тюльпана, то как бы окрасилась кровью его одежда?

Бутона, который пророс на лугу Захры, и от острия стрелы его тело стало подобно цветку с сотней лепестков.

Расцвёл цветник на поле несчастья, бутоном его стал Асгар, а цветами – Касим и Акбар.

Умер жаждущим тот почтенный младенец, изрезанный кинжалом и стрелой, и чей саван пришит к его телу.

И жду я, что тот, чей взгляд исцеляет каждый недуг, взглянет на меня краем глаза».

Данешноме имам Хусейн (а) [12]

В других источниках упоминается, что Зейнаб (а) принесла этого младенца к своему брату (имаму Хусейну), чтобы он попросил воды у вражеского войска. Имам встал с младенцем напротив войска и сказал: «О сборище. Вы убили моих последователей и моё семейство. Остался этот младенец, который уже корчится от жажды. Дайте ему глоток воды». И в это время, когда Хусейн (а) разговаривал с ними, мужчина прицелился в младенца, выпустил стрелу и убил его. [13]

Но более всего известен хадис Ибн Джаузи от Хишама ибн Мухаммада Калаби, который говорит: «Когда Абу Абдулла Хусейн (а) увидел, что войско Куфы упорствует в желании пролить его кровь, он взял в руки Коран, открыл его, возложил на свою голову и крикнул, обращаясь к воинам войска Куфы: «Пусть между мной и вами судят Книга Аллаха и мой дед Мухаммад (с) – Посланник Аллаха. О люди! Почему вы считаете дозволенным пролитие моей крови?» В это время взгляд имама Хусейна (а) упал на младенца среди маленьких детей, который плакал от жажды. Он взял его на руки и сказал: «О сборище! Если вы не проявляете милосердия ко мне, то проявите милосердие к этому грудному младенцу». Тогда из войска Куфы мужчина (Хармала ибн Кахил Асади) выстрелил в горло младенца и предал его смерти. Имам Хусейн (а), увидев эту сцену, заплакал и сказал: «Господи! Рассуди Сам между мной и этими людьми, которые пригласили нас, чтобы помочь нам, но убивают нас». Затем имам (а) расположил руку под горлом своего сына, а когда рука наполнилась его кровью, он брызнул ею в направлении неба и сказал: "Эти низведённые трудности облегчает для меня лишь то, что все они пред взором Аллаха”». [14] От имама Бакира (а) передаётся, что ни одна капля той крови не упала обратно на землю. [15]

Имам (а) отнёс к шатрам бездыханное тело Али Асгара (а) и после погребения ребёнка в земле вернулся на поле битвы.

Некоторые пишут, что после смерти своего сына имам Хусейн (а) сказал: «О Аллах! Мученическая смерть этого младенца пред Тобой не меньше убийства верблюдицы Салиха (а). [16] О Аллах! Если сегодня Ты удержал от нас победу и Свою помощь, то установи их в том, что будет лучше для нас». [17]

Погребение

Передаётся, что имам Хусейн (а) своим мечом вырыл могилу и предал земле младенца. [18] Другие историки пишут, что имам (а) вернулся с ребёнком в запачканных кровью пелёнках и передал его Зейнаб (с). [19] Пишут также, что он принёс тело малыша и положил его рядом с телами других мучеников. [20]

Врата нужд

Многие шииты называют Абдуллу ибн Хусейна (Али Асгара) вратами нужд. Это указывает на то, что, по их убеждениям, он обладает высокой степенью перед Аллахом, несмотря на то, что в момент мученической смерти он был грудным младенцем. [21]

Литература

Данешнаме имам Хусейн (а), Мухаммад Рейшахри, т. 10, перевод: Мухаммад Муради, Кум, Даруль-хадис, 1430 год хиджры.

Муфид, Аль-иршад, Муассисату Алюль-бейт (а) ли тахкикит-турас, Бейрут, Даруль-Муфид, 1414/1993 года.

 

 

Тексты сносок:

1. Муфид, Аль-иршад, т. 2, стр. 135.

2. Масаб ибн Абдулла, стр. 59; Билязари, т. 2, стр. 498; Табари, т. 5, стр. 448, 468; Бухари, там же.

3. Ахтаб Хаварезм, Макталюль-Хусейн, т. 2, стр. 37.

4. Ибн Шахр Ашуб, Манакиб али Аби Талиб, т. 4, стр. 109.

5. В качестве примера можно обратиться: Бахауддин Арбили, т. 2, стр. 250; Ибн Тактаки, стр. 143; Ибн Сабаг, стр. 196; Шабрави Шафии, стр. 130.

6. В качестве примера можно обратиться: Ибн Шахр Ашуб, т. 2, стр. 109; Ибн Талха Шафии; Бахауддин Арбили, т. 2, стр. 250; Ибн Сабаг, стр. 196.

7. Масаб ибн Абдулла, Бухари, Муфид, Ибн Шахр Ашуб, Ибн Талха Шафии, Бахауддин Арбили.

8. Кулейни, т. 6, стр. 19.

9. Муфид, Аль-иршад, т. 2, стр. 108.

10. Табари, т. 5, стр. 448; Ахтаб Хаварезм, там же, Макталюль-Хусейн, т. 2, стр. 36–37.

11. Билязари; Ахтаб Хаварезм, там же; Табари, т. 5, стр. 468.

12. Хани ибн Сабит Хадрами, т. 1, стр. 327–328.

13. Малхуф, стр. 169.

14. Малхуф, стр. 169.

15. Абу Махнаф, Макталюль-Хусейн, стр. 173.

16. Фурсануль-хайаджа, т. 1, стр. 272.

17. Хаварезми, Макталюль-Хусейн, т. 2, стр. 37.

18. Ахтаб Хаварезм, там же.

19. Макталюль-Хусейн, Абу Махнаф, стр. 173.

20. Илямуль-вара, стр. 243.

21. Илямуль-вара, стр. 243.

 

 


00:57