Муслим ибн Акил

Муслим ибн Акил

Муслим ибн Акил ибн Абу Талиб – сын дяди имама Хусейна (а) по отцу и его представитель в Куфе во время восстания Ашуры. Он отправился туда в качестве представителя имама, чтобы разведать ситуацию и сообщить ему, чтобы он приехал вслед за ним, если куфийцы искренне и настойчиво приглашают его. В своём письме он заверил имама в том, что все шииты в Куфе готовы принять его. Однако назначение Убайдуллаха ибн Зийада на пост наместника этого города навело страх на сторонников Муслима, и они разом отвернулись от него. В итоге он был захвачен и убит по приказу наместника в день Арафата 60-го г. л. х. Он занимает особое место среди шахидов Ашуры. Шииты видят в нём образец верности, смелости и мужества. Его одиночество и беспомощность в Куфе – одна из тем траурных песнопений в первую декаду месяца мухаррам.

Рождение и происхождение

Точная дата рождения Муслима ибн Акила ибн Абу Талиба неизвестна. Но доподлинно известно, что он был убит в Куфе 9-го зу-л-хиджа 60-го г. л. х. (09.09.680). Одни предания гласят, что на момент смерти ему было 28 лет. Но их достоверность спорна. Потому что другие предания сообщают о том, что его детям, тоже павшим мучениками в восстании Ашуры, было по 26–27 лет[1] . Некоторые исследователи, ссылаясь на те предания, где сообщается о его участии в битве при Сиффине, считают, что на момент смерти ему было более 50 лет[2] . Его могила находится в восточной части Соборной мечети Куфы[3] .
Его отец, Укайл ибн Абу Талиб, был знатоком генеалогического древа племени Курайш[4] и считался видным оратором[5] . По одним преданиям, его матерью была набатейка из семьи Фарзанда[6] , а по другим – невольница по имени Алиййа или Халиййа[7] , которую Акил купил в Леванте[8]. Внешне он был очень похож на Пророка (с)[9] и считался самым сильным и смелым сыном Акила[10] .

Жена и дети

Источники расходятся в количестве детей Муслима. Имена некоторых из них приводятся в списке шахидов Кербелы. В древних источниках сообщается о мученической смерти Абдуллаха и Мухаммада[11] . В более поздних и менее авторитетных книгах упоминаются имена других его детей среди мучеников битвы при Кербеле, в том числе Аун, Муслим, Убайдуллах, Джафар и Ахмад[12] . В некоторых источниках упоминаются имена Ибрахим, Абд ал-Азиз, Али, Муслим[13] и Хамида[14] или Умм Хамида[15] .
Согласно источникам, матерью Абдуллаха ибн Муслима была Рукаййа, дочь имама Али (а). Следовательно, Муслим ибн Укайл приходился имаму зятем[16]. Некоторые предания гласят, что матерю Абдуллаха и Али была Рукаййа, а Муслима ибн Муслима – некая женщина из рода Бану Амир ибн Сасаа[17] .
В некоторых источниках сообщается о двух сыновьях Муслима, которые были взяты в плен после мученической смерти имама Хусейна (а), заточены в темницу в Куфе по приказу Убайдуллаха ибн Зийада и казнены после попытки побега[18] .

События из жизни

О жизни Муслима ибн Акила до его поездки в Куфу в качестве представителя имама Хусейна (а) имеется скудная и разрозненная информация.

Участие в завоеваниях в Африке

Одно из событий его жизни, которое зафиксировано в некоторых исторических книгах, это участие в завоеваниях в Северной Африке в 21-м г. л. х. Он принял участие в завоевании города Бихниса вместе со своими братьями, в том числе с Джафаром и Али[19] .

Участие в битве при Сиффине

Ещё одно видное событие его жизни – участие в битве при Сиффине, о чём говорится в некоторых источниках[20] .

Представитель имама Хусейна (а) в Куфе

Когда имам Хусейн (а) выехал из Медины в Мекку, Муслим ибн Акил сопровождал его. И когда письма жителей Куфы дошли до имама, он послал Муслима в этот город, чтобы тот изучил положение дел и, удостоверившись в правдивости слов куфийцев о том, что среди них множество последователей имама, сообщил ему об этом[21] . По некоторым преданиям, Кайс ибн Мусаххар Сайдави, Аммара ибн Абд Салули и Абд ар-Рахман ибн ‘Абдаллах Архаби также поехали вместе с Муслимом[22] .

Начало поездки и трудности в пути

Муслим ибн Акил выехал из Мекки в середины рамадана 60-го г. л. х.[23] и отправился в Медину, а оттуда вместе с двумя проводниками направился в Куфу окольными путями, чтобы никто не узнал о его поездке. В пустыне они заблудились, и их стала мучить жажда. Два проводника умерли, а Муслим спасся. Дойдя до ближайшего села, он отправил гонца и сообщил имаму о случившемся. Увидев в этом дурное предзнаменование, он просил его отменить свою поездку, но имам не стал этого делать[24] .

Муслим в Куфе

Пятого шаввала он добрался до Куфы[25] и поселился в доме Мухтара ибн Абу Убайды[26] . По другим преданиям – в доме Муслима ибн Аусаджа[27] . Местные шииты ходили к нему, и он читал им письмо имама Хусейна (а) [28] .


Присяга куфийцев на верность имаму Хусейну (а)

Обжившись в Куфе, он стал принимать присягу на верность имаму Хусейну (а). Призывать к Корану и Сунне Пророка (с), сражаться с угнетателями, защищать угнетённых, помогать бедным, справедливо распределять казну, поддерживать членов Дома Пророка (с), дружить с теми, кто дружит с ними, и враждовать с теми, кто враждует с ними, следовать их словам и делам – всё это было условием присяги[29] .
Двенадцать тысяч куфийцев присягнули на верность имаму Хусейну (а) через Муслима ибн Акила и заявили о своей готовности поддержать его[30] . Другие пишут, что присягнувших было восемнадцать тысяч[31], а третьи сообщают о тридцати тысячах[32] . Некоторые историки, анализируя те события, которые произошли во время пребывания Муслима в Куфе (в том числе лёгкое завоевание Убайдуллахом ибн Зийадом этого города и подавление мятежа Муслима), считают, что присягнувших было значительно меньше[33] .Другие, исходя из того, что согласно историческим хроникам в Куфе было более шестидесяти тысяч воинов, предположили, что имаму на верность присягнула одна треть[34] . Поэтому, изучая поход имама в Куфу, следует учесть, что те, кто не присягнул ему, не были его противниками или сторонниками Муавийи. Большая часть населения не принимала никакого участия в этом сражении. Следовательно, этого количества присягнувших было достаточно для восстания, именно поэтому имам Хусейн (а), получив письмо от Муслима, тотчас выступил в Куфу[35] .
Муслим ибн Акил написал имаму Хусейну (а) письмо, в котором указал количество тех, кто присягнул на верность, и позвал его в Куфу[36] . Текст письма разнится в источниках. Поэтому в них говорится о готовности 12000[37] , 18000[38] и даже всех жителей города[39] .

Вступление Убайдуллаха ибн Зийада в Куфу

Когда Муслим приехал в Куфу, наместником в ней был Нуман ибн Башир. Исторические источники представляют его мягким и миролюбивым человеком[40] . Согласно некоторым преданиям, он недолюбливал Йазида[41]. Поэтому, когда он узнал о том, что люди приносят присягу Муслиму ибн Акилу на верность имаму Хусейну (а), то собрал их и посоветовал не вносить раскол в общество. При этом добавил, что не станет воевать с теми, кто не пойдёт против него. Когда же сторонники Омейядов выступили против его позиции и посчитали его слабаком, он ответил, что предпочтёт быть слабым, чем сильным, но не послушным Господу[42] . Тогда ставленники Йазида, в числе Умар ибн Сад ибн Абу Ваккас и Мухаммад ибн Ашас Кинди, отправили письмо правителю, в котором написали, что если он хочет сохранить власть в Куфе, то ему следует назначить нового наместника, потому что Нуман слаб или прикидывается таким[43] . Поэтому правитель назначил наместником Куфы Убайдуллаха ибн Зийада, который был наместником Басры[44] . Согласно высказываниям некоторых историков, Муавийа написал в завещании Йазиду, которое хранилось у его слуги, чтобы он назначил Ибн Зийада наместником против возможных мятежников[45] .
Убайдуллах ибн Зийад и его отец Зийад ибн Абийхи были известны своей жестокостью. Предыдущие правители и наместники использовали представителей этого семейства для подавления восстаний и мятежей. До этого Убайдуллах весьма жестоко подавил мятеж хариджитов в Басре[46] . Когда он вступил в Куфу, всё обернулось против Муслима. Многие из тех, кто собирался восстать против Йазида, отказались от этой идеи, боясь за себя.
Первым делом он начал искать тех, кто присягнул на верность имаму Хусейну (а). Для этого он собрал вождей племён. И пригрозил, что если они не назовут имён заговорщиков или не гарантируют, что никто из их соплеменников не выступит против Омейядов, он убьёт их и заберёт их имущество[47] .
Узнав о мерах нового наместника, Муслим ибн Укайл покинул дом Мухтара и поселился у Хани ибн Урвы, одного из уважаемых людей Куфы[48] . Хани понимал всю опасность этой ситуации, но всё же приютил Муслима. И теперь шииты встречались с ним в его доме[49] .

План убийства Убайдуллаха ибн Зийада

Во многих исторических источниках сообщается, что однажды Убайдуллах ибн Зийад пришёл к Хани, чтобы проведать своего друга Шурайка ибн ал-Авара Хариси, одного из сподвижников имама Али (а). В тот момент Шурайк был болен и находился у Хани. По предварительному сговору Муслим спрятался и должен был напасть на Убайдуллаха и убить его. Но когда наместник пришёл в гости, он не стал нападать на него и объяснил своё решение тем, что Хани не хотел, чтобы Убайд был убит в его доме, и что Пророк (с) запрещал убивать исподтишка[50] .
Следует отметить, что одни современные исследователи сомневаются в достоверности этого предания[51] , а другие считают его абсолютно вымышленным[52] .

Задержание Хани и восстание Муслима

Муслим общался с шиитами тайно, но Убайдуллах ибн Зийад внедрил среди них своего шпиона по имени Муаккал. Он вошёл к ним в доверие и разузнал прибежище Муслима[53] . Узнав о том, где прячется Муслим, Убайдуллах пригласил к себе Хани ибн Урву и потребовал выдать ему Муслима. Хани не согласился и был задержан. Когда новость об этом дошла до Муслима, он призвал своих сторонников начать восстание. И, согласно преданиям, около четырёх тысяч человек вышли на улицы, крича: «Йа мансур ал-умма!»[54] . Среди собранных Муслимом людей были Абд ар-Рахман ибн Курайз, военачальник племени Кинди, Муслим ибн Аусаджа, военачальник племени Мазхиджи, Абу Самама Сайдави, военачальник племён Тамим и Хамадан, и Аббас ибн Джада ибн Хубайра, военачальник племени Курайш и ансаров[55] . Восставшие направились ко дворцу наместника и осадили его, а внутри находилось лишь пятьдесят человек из окружения и охранников Убайдуллаха[56] .
В это время он повелел известным и уважаемым в Куфе людям, в том числе Мухаммаду ибн Ашасу, Касиру ибн Шихабу Хариси, Шабасу ибн Риби, Какау ибн Шуру, Хаджару ибн Абджару и Шимру ибн Зи-л-Джавшану, выйти к восставшим и отговорить обещаниями и угрозами от поддержки Муслима и имама Хусейна (а) [57] . И этот ход помог ему. Согласно преданиям, люди настолько сильно испугались угроз Убайдуллаха, что вмиг разошлись. Оставшись один, Муслим не нашёл даже, где переночевать[58] .

Задержание и казнь Муслима

Муслим стал искать прибежище, и его приютила некая женщина по имени Тауа. Но утром следующего дня её сын сообщил об этом слугам Убайдуллаха. И он дал Мухаммаду ибн Ашасу семьдесят человек, чтобы тот задержал и привёл Муслима во дворец[59] .
Муслим стал оказывать сопротивление при задержании, и Мухаммад сказал, что если он сдастся, то будет в безопасности. И он сдался[60] . Но когда его привели во дворец, Ибн Зийад посчитал обещание Ибн Ашаса неуместным и приказал поднять Муслима на крышу и там обезглавить[61]. Ему отрубили голову, а тело сбросили вниз[62] .
Согласно источникам, Муслим, опасаясь за жизнь имама Хусейна (а), попросил Умара ибн Сада, который был курайшитом, исполнить его завещание. И первое, что он завещал, это отправить гонца к имаму и не позволить ему приехать в Куфу. Затем попросил завернуть своё тело в саван до погребения и вернуть долги, продав его меч и другие личные вещи[63] .
После казни Муслима наместник Куфы приказал казнить Хани ибн Урву и отправил их головы Йазиду ибн Муавийе в Левант[64] .

Причина поражения восстания в Куфе и провала миссии Муслима

Изучая причины поражения восстания жителей Куфы во время пребывания там Муслима ибн Акила, большинство современных авторов акцентируют внимание на мерах Убайдуллаха ибн Зийада по устрашению куфийцев, на социальной структуре этого города, что не позволяло жителям быть едиными и сплочёнными, превращая их в эмоциональных, алчных и недисциплинированных людей[65] . Недавно один из авторов прибавил к этим причинам ещё один фактор, а именно слабое руководство восстанием[66] , но не привёл ясных доводов. К тому же речи и проповеди близких имама Хусейна (а), сказанные после битвы при Кербеле, в том числе проповедь её светлости Зайнаб (с), прочитанная после его вступления в Куфу и пленения стражами Умара ибн Сада, ближе по смыслу к первому варианту.

Хронология битвы при Кербеле

60-й год лунной хиджры (680-й год от Р. Х.)
15 раджаба (20 апреля) – смерть Муавийи.
28 раджаба (3 мая) – выступление имама Хусейна (а) из Медины.
3 шабана (8 мая) – вступление имама Хусейна (а) в Мекку.
10 рамадана (13 июня) –получение имамом Хусейном (а) первых писем от куфийцев.
12 рамадана (15 июня) – вручение Кайсом ибн Мусаххаром, Абд ар-Рахманом Архаби и Умарой Салули 150 писем куфийцев имаму Хусейну (а).
14 рамадана (17 июня) – вручение Хани ибн Хани Сабии и Саидом ибн Абд Аллахом Ханафи писем вождей и жителей Куфы имаму Хусейну (а).
15 рамадана (18 июня) – выезд Муслима ибн Укайла из Мекки в Куфу.
5 шаввала (8 июля) – приезд Муслима ибн Укайла в Куфу.
8 зу-л-хиджа (9 сентября) – выступление имама Хусейна (а) из Мекки.
8 зу-л-хиджа (9 сентября) – восстание Муслима ибн Укайла в Куфе.
9 зу-л-хиджа (10 сентября) – мученическая смерть Муслима ибн Укайла в Куфе.

61-й год лунной хиджры (680 год от Р. Х.)
1 мухаррама (30 сентября) – обращение имама Хусейна (а), находившегося во дворце Бану Мукатил, к Убайдуллаху ибн Хурру Джафи и Амру ибн Кайсу с просьбой о помощи.
2 мухаррама (1 октября) – вступление каравана имама Хусейна (а) в Кербелу.
3 мухаррама (2 октября) – вступление Умара ибн Сада в Кербелу во главе четырёхтысячного войска.
6 мухаррама (5 октября) – обращение Хабиба ибн Музахира к племени Бану Асад с просьбой о помощи имаму Хусейну (а) и получение им отказа.
7 мухаррама (6 октября) –перекрытие имаму Хусейну (а) и его сторонникам доступа к воде.
7 мухаррама (6 октября) – присоединение Муслима ибн Аусаджи к имаму Хусейну (а).
9 мухаррама (8 октября) – приезд Шимра ибн Зи-л-Джавшана в Кербелу.
9 мухаррама (8 октября) – гарантийное письмо Шимра к детям Умм ал-Банийн.
9 мухаррама (8 октября) – объявление войском Умара ибн Сада войны имаму Хусейну (а) и просьба имама об отсрочке.
10 мухаррама (9 октября) – битва при Кербеле и мученическая смерть имама Хусейна (а), его сторонников и членов Дома Пророка (с).
11 мухаррама (10 октября) –отправление пленных в Куфу.
11 мухаррама (10 октября) – погребение шахидов племенем Бану Асад из Гадириййи.
12 мухаррама (11 октября) – погребение небольшого количества шахидов.
12 мухаррама (11 октября) – вступление каравана пленных Кербелы в Куфу.
19 мухаррама (18 октября) – отправление каравана пленных из Куфы в Левант.
1 сафара (30 октября) – прибытие членов Дома Пророка (с) и тела имама Хусейна (а) в Левант.
20 сафара (18 ноября) – прибытие членов дома имама Хусейна (а) в Кербелу.
20 сафара (18 ноября) – возвращение членов дома имама Хусейна (а) из Леванта в Медину по некоторым преданиям.

Литература

Абу ал-Фарадж Исфахани. Макатил ат-талибийн. Редакция, предисловие и примечания Казима ал-Музаффара. Ан-Наджаф. «Маншурат ал-мактабат ал-хайдариййа». 1965 г.
Абу ал-Фарадж Исфахани. Фарзандани Абу Талиб. Тегеран. «Китаб фурушии» Али Акбара Алами. 1339 г. с. х.
Ал-Барраки, ас-Сайид. Тарих ал-Куфа. Редакция Маджида Ахмада ал-Атиййи. «Интишарат ал-мактабат ал-хайдариййа». 1424 г. л. х.
Амин, ас-Сайид Мухсин. Айан аш-шиа. Т. 1. Редакция Хасана ал-Амина. Бейрут. «Дар ат-таариф ли-л-матбуат».
Ас-Садук. Ал-Амали. Кум. «ал-Биса». 1417 г. л. х.
Балазури, Ахмад ибн Йахйа ибн Джабир. Ансаб ал-ашраф. В 2 т. Редакция аш-Шайха Мухаммад Бакира Махмуди. «Муассасат ал-Алами ли-л-матбуат». 1974 г.
Джафарийан, Расул. Тааммули дар нахзати Ашура. Кум. «Ансарийан». 1381 г. с. х.
Динавари, Абу Ханифа. Ал-Ахбар ат-тивал. Египет. «Матбаа ас-саада». 1330 г. с. х.
Захаби. Сийару алам ан-нубала. Т. 3. Редакция Шуайба ал-Арнаута и др. Бейрут. «Ар-Рисала». 1993 г.
Ибн Абд ал-Барр. Ал-Истизкар. В 8 т. Редакция Салима Мухаммада Ата и Мухаммад Али Мивада. Бейрут. «Дар ал-кутуб ал-илмиййа». 2000 г.
Ибн Абд ал-Барр. Ал-Истийаб. В 3 т. Редакция Али Мухаммад ал-Баджави. Бейрут. «Дар ал-джабал». 1992 г.
Ибн Инаба Хасани Давуди, Джамал ад-Дин Ахмад ибн Али. Умдат ат-талиб фи ансаби али Аби Талиб. Кум. «Ансарийан». 1417 г. л. х.
Ибн Асам ал-Куфи. Ал-Футух. В 5 т. Редакция Али Шири. Бейрут. «Дар ал-адва». 1411 г. л. х.
Ибн Кутайба ад-Динавари. Ал-Имама ва ас-сийаса. Редакция Али Шири. Кум. «Интишарат аш-Шариф ар-Ради». 1413 г. л. х.
Ибн Кутайба ад-Динавари. Ал-Маариф. Редакция доктора Сарвата Укаши. Каир. «Дар ал-маариф би-Миср». 1969 г.
Ибн Хиббан. Ас-Сикат. В 5 т. «Муассасат ал-кутуб ас-сакафиййа». 1393 г. л. х.
Коллектив авторов. Пажухиши пирамуни шухадаи Карбала. Кум. Институт исламских исследований Корпуса стражей. 1381 г. с. х.
Пурамини, Мухаммад Бакир. Чихраха дар хамасаи Карбала. Кум. «Бустани китаб». 1394 г. с. х.
Риджал ат-Туси. Редакция Джаввада ал-Кайуми ал-Исфахани. Кум. «Муассасат ан-нашр ал-ислами». 1415 г. л. х.
Тухами, Таха. Муслим ибн Укайл пиш аз вакиаи Ашура. Журнал «Муаллиган». Дей 1386 г. с. х № 99.

 

Текст сносок:

 



1.Пур Амини. Чихраха дар хамасаи Карбала. С. 167.
2.Тухами. Муслим ибн ‘Укайл пиш аз ваки‘аи ‘Ашура. С. 99.
3.Ас-Сайид ат-Барраки. Тарих ал-Куфа. С. 98.
4.Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Истий‘аб. Т. 3. С. 1079.
5.Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Истизкар. Т. 8. С. 249.
6.Ибн Кутайба. Ал-Ма‘ариф. С. 204.
7.Ал-Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С. 224
8.Абу ал-Фарадж Исфахани. Макатил ат-талибийн. С. 52.
9.Ибн Хиббан. Ас-Сикат. Т. 5. С. 391.
10.Ал-Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С. 77.
11.Табари. Т. 4. С. 359; ал-Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 6. С. 407-408; Риджал ат-Туси. С. 103.
12.Коллектив авторов. Пажухиши пирамуни шухадаи Карбала. С. 30, 91, 123, 255 и 359.
13.Ибн Кутайба. Ал-Ма‘ариф. С. 204; ал-Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С. 70-71; Коллектив авторов. Пажухиши пирамуни шухадаи Карбала. С. 339.
14.Ибн Макула. Икмал ал-камал. Т. 6. С. 235.
15.Ибн ‘Инаба. ‘Умдат ат-талиб. С. 32.
16.Табари. Т. 4. С. 359; ат-Табраси. И‘лам ал-вара би-а‘лам ал-худа. Т. 1. С. 397.
17.Ал-Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С.70-71.
18.Например, см.: ас-Садук. Ал-Амали. С. 143-148.
19.Вакиди. Футух аш-Шам. Т. 2.
20.Ибн Шахрашуб. Ал-Манакиб.
21.Динавари. Ал-Ахбар ат-тивал. С. 230; Табари. Т. 5. С. 353; ал-Муфид. Ал-Иршад. С. 295-297.
22.Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 3. С. 159; Табари. Т. 5. С. 354.
23.Мас‘уди. Мурудж аз-захаб. Т. 3. С. 64.
24.Табари. Т. 5. С. 354-355; Ибн А‘сам. Ал-Футух. Т. 5. С. 53
25.Мас‘уди. Мурудж аз-захаб. Т. 3. С. 54.
26.Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С. 77; Табари. Тарих. Т. 5. С. 355.
27.Табари. Тарих. Т. 5. С. 347; Мас‘уди. Мурудж аз-захаб. Т. 3. С. 54.
28.Динавари. Ал-Ахбар ат-тивал. С. 231.
29.Ал-Мукрим, ‘Абд ар-Раззак. Аш-Шахид Муслим ибн ‘Укайл. С. 104.
30.Табари. Тарих. Т. 5. С. 347.
31.Динавари. Ал-Ахбар ат-тивал. С. 235.
32.Динавари. Ал-Имама ва ас-сийаса. Т. 2. С. 8.
33.Заргари Нажад. Нахзати Имам Хусайн. С. 135-140, 145-148.
34.Сафари Фурушани. Мардумшинасии Куфа. С. 15.
35.Коллектив авторов. Тарихи кийам ва мактали джами‘и Сайид аш-шухада. Т. 1. С. 588-592.
36.Динавари. Ал-Ахбар ат-тивал. С. 243; Табари. Тарих. Т. 5. С. 395.
37.Динавари. Ал-Ахбар ат-тивал. С. 243.
38.Ибн Са‘д. Табака хамиса. Т. 1. С. 65.
39.Табари. Тарих. Т. 5. С. 395.
40.Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С. 77; Табари. Тарих. Т. 5. С. 355.
41.Динавари. Ал-Имама ва ас-сийаса. Т. 2. С. 4; Коллектив авторов. Мактали джами‘и Сайид аш-шухада’. Т. 1. С. 512.
42.Динавари. Ал-Ахбар ат-тивал. С. 233; Табари. Тарих. Т. 5. С. 348.
43.Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С. 77-78.
44.Динавари. Ал-Ахбар ат-тивал. С. 231.
45.Табари. Тарих. Т. 4. С. 265.
46.Динавари. Ал-Ахбар ат-тивал. С. 269-270; Табари. Тарих. Т. 7. С. 185-187; ал-Истий‘аб. Т. 2. С. 525.
47.Табари. Тарих. Т. 5. С. 359.
48.Ибн А‘сам. Ал-Футух. Т. 5. С. 68.
49.Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С. 79; Динавари. Ал-Ахбар ат-тивал. С. 234-235.
50.Динавари. Ал-Ахбар ат-тивал. С. 235-236.
51.Заргари Нажад. Нахзати Имам Хусайн ва кийами Карбала. С. 154-157.
52.Данишнамаи Имам Хусайн. Т. 4. С. 175-176.
53.Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С. 79-80.
54.Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С. 80; Табари. Тарих. Т. 5. С. 368-371.
55.Динавари. Ал-Ахбар ат-тивал. С. 239-240.
56.Ибн Са‘д. Табака хамиса. Т. 1. С. 461; Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С. 80.
57.Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С. 80-81; Табари. Тарих. Т. 5. С. 368-370.
58.Табари. Тарих. Т. 5. С. 369-371.
59.Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 2. С. 81; Табари. Тарих. Т. 5. С. 350.
60.Табари. Тарих. Т. 5. С. 350 и 374.
61.Ал-Муфид. Ал-Иршад. С. 53-63.
62.Мас‘уди. Мурудж аз-захаб. Т. 3. С. 65.
63.Джа‘фарийан. Та’аммули дар нахзати ‘Ашура. С. 168.
64.Ибн А‘сам. Ал-Футух. Т. 5. С. 62.
65.Например, см.: Джа‘фарийан. Та’аммули дар нахзати ‘Ашура. С. 167 и 176; Коллектив авторов. Тарихи кийам ва мактали джами‘и Сайид аш-шухада’. Т. 1. С. 594-603.
66.Джа‘фарийан. Та’аммули дар нахзати ‘Ашура. С. 73.

 

 

00:03