Али Акбар

Али Акбар

Статус: сын имама Хусейна (а)
Имя: Али
Кунья: Абу аль-Хасана
Дата рождения: 11 шабана 33-го года лунной хиджры (654 г.)
Место рождения: Медина
Дата смерти: 10 мухаррама 61-го года лунной хиджры (680 г.)
Место погребения: Кербела
Место жительства: Медина
Прозвище: Акбар
Отец: имам Хусейн (а)
Мать: Лайла
Продолжительность жизни: 28 лет

Али ибн Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб, известный как Али Акбар (а), – сын имама Хусейна (а), третьего предводителя шиитов. Родился в 33-м году лунной хиджры (654 г.) в Медине. Внешне и по характеру был очень похож на Пророка (с). Проявил незаурядную смелость и отвагу в Кербеле, где и пал мучеником. Считается первым мучеником из рода Бану Хашим, убитым в день Ашуры. Похоронен в Кербеле рядом со своим отцом. 

Прозвище и кунья

Его прозвищем было Акбар (Старший), а куньей – Абу аль-Хасан [1]. 

Рождение и смерть

Он родился 11 шабана 33-го года лунной хиджры (654 г.) в Медине, а 10 мухаррама 61-го года хиджры (680 г.), т.е. в день Ашуры, был убит вместе с отцом и многими представителями рода Бану Хашим [2]. Похоронен в Кербеле рядом с имамом Хусейном (а). Он был его самым старшим ребёнком [3]. Некоторые шиитские учёные считают, что он был младше имама Саджада [4]. но Тустари, например, подвергал критике такую точку зрения [5] .

Семья

Али Акбар (а) был сыном имама Хусейна (а), третьего предводителя шиитов, и Лайлы бинт Абу Мурра [6].

Жёны и дети

Судя по молитве, которую читают при посещении его могилы, у него были жёны и дети. В ней, в частности, говорится: «Да благословит Аллах тебя, твой род, твоих домочадцев, твоих отцов и потомков» [7].
Согласно преданию, имам Садик, напутствуя Абу Хамзе Симали, сказал ему: «Как придёшь к могиле его светлости, приложись к ней щекой и скажи: «Да благословит тебя Аллах, о Абу аль-Хасан». Исходя из этого, можно предположить, что у него был сын по имени Хасан.
Однако некоторые биографы утверждают, что Али Акбар (а) не оставил потомства и что род имама Хусейна (а) продолжился только через имама Саджада (а) [8].

Наречение имени

Имам Хусейн (а) нарёк его Али в пику тем, кто хотел предать забвению житие имама Али (а). Он дал это имя не только ему, но и всем трём сыновьям [9].

Воспитание и образование

Зная принципы и методы воспитания, имам Хусейн (а) вёл себя с детьми соответствующим образом и ни на мгновение не забывал об их физическом и психическом развитии. Так, например, он щедро одарил Абд ар-Рахмана за то, что он научил его сына суре «Фатиха», и сказал: «Этот дар не может сравниться с тем, что учитель преподнёс для Али (а), ведь все дары никчёмны по сравнению с Кораном» [10]. 

Внешность Али Акбара (а)

Он был красивым светлокожим широкоплечим мужчиной выше среднего роста. Глаза у него были большие и тёмные, а ресницы – длинные и густые. Черты его лица были очень гармоничны. И он славился чистоплотностью и опрятностью.
У него была быстрая походка. И когда он шёл, можно было подумать, что он спускается с возвышенности. Когда он поворачивался к кому-то, то поворачивался всем телом. Больше смотрел в землю, чем на небо. И всегда источал аромат благовоний [11].
Поэтому имам Хусейн (а) говорил, что он своей внешностью и личными качествами больше всех похож на Посланника Аллаха (с) [12].

Особенности и добродетели

Передача преданий

Он передавал хадисы от своего деда имама Али (а), поэтому его признают передатчиком хадисов Пророка (с) [13].

Признание достоинств Али Акбара (а) его противниками

Муавийа считал Али Акбара (а) достойным стать халифом. Он сказал: «Самый достойный халифата человек – это Али ибн аль-Хусейн ибн Али (а). Его дед  Посланник Аллаха (с). В нём сочетаются доблесть Бану Хашима, щедрость Бану Умайи и красота Сакифа» [14].

Отражение Посланника Аллаха (с)

По утверждению имама Хусейна (а), Али Акбар (а) был совершенным отражением внешности и характера Посланника Аллаха (с) [15]

Помощь Али Акбара имаму Хусейну (а)

Когда Али Акбар (а) вступил на поле битвы в день Ашуры, один из воинов вражеского войска сказал ему: «Али, ты приходишься родственником Повелителю правоверных (Йазиду), а мы чтим родственные связи. Если хотите, мы оставим вас в покое». На это Али Акбар ответил: «Родственные узы с Посланником Аллаха (с) достойнее почитания» [16].

Первый мученик из рода Бану Хашим

В день Ашуры он стал первым мучеником из рода Бану Хашим, о чём сказано в молитве, которая читается при посещении кладбища тех мучеников: «Мир тебе, Первый убиенный из потомков наилучшего рода» [17].

Непоколебимость на пути истины

Однажды имам Хусейн (а) уснул в селении Бану Мукатил и, проснувшись, стал повторять: «Воистину, мы принадлежим Аллаху. И, воистину, к Нему мы возвращаемся. Хвала Аллаху, Господу миров». И когда Али Акбар (а) спросил его, что случилось, он ответил: «Сын мой, когда я уснул, до меня дошёл голос всадника, который говорил: "Эти люди идут, а смерть следует за ними". И я понял, что скоро мы умрём». Али Акбар (а) спросил его: «Отец, разве наше дело не правое?» На что имам ответил: «Правое, клянусь Тем, к Кому возвращаются все рабы». Тогда Али Акбар (а) сказал: «Если наше дело правое, то я не боюсь смерти». И имам, помолившись за него, молвил: «Да воздаст тебе Аллах наилучшее благо, которое отец может даровать своему сыну» [18].

 

Лозунг Али Акбара (а) в день Ашуры

Отвергнув предложение Ибн Сада о сдаче, Али Акбар (а) стал атаковать противника со словами «Я – Али ибн аль-Хусейн ибн Али! Клянусь Домом Аллаха (Каабой), мы более достойны Пророка (с). Клянусь Аллахом, нами не будет править этот самозванец. Я буду рубить вас мечом и защищать своего отца, как добрый молодец из рода Бану Хашим и племени Курайш».

Имам Хусейн (а) об Али Акбаре (а)

Имам Хусейн (а) наблюдал за сражением своего сына и вдруг закричал: «Ибн Сад! Да лишит тебя Аллах потомка, как ты лишил его меня, не уважив моё родство с Посланником Аллаха (с)! Да пошлёт Аллах к тебе того, кто отрежет тебе голову в твоей постели!» [19].
Затем добавил [20]: «Господи! Будь свидетелем против них! Они выступили против того, кто больше всех был похож на Твоего посланника Мухаммада (с) своей внешностью, своим нравом и своим речением» [21].
Также он молвил: «Когда мы скучали по Твоему пророку, то смотрели на него... [22] Господи! Лиши их благ земли и внеси раскол среди них! Они враждовали с нами, а потом стали сражаться! Они принудили нас к этому! Не позволь правителям радоваться ими, но раздели их на разные группы». Затем имам прочёл два аята из суры «Семейство Имрана» [23].


Атаки Али Акбара (а)

                                           Первая атака

В первой атаке Али Акбар (а) совершил набег на все части вражеского войска, и ни одна из них не могла дать ему отпор. Говорят, в этой схватке он уложил сто двадцать недругов. Вскоре его силы иссякли, и он вернулся в свой лагерь, чтобы перевести дух и утолить жажду. Узнав, что его измучила жажда, имам Хусейн (а) расплакался и поцеловал его в губы. (Возможно, он хотел этим показать сыну, что его тоже мучает жажда.) Затем он дал ему свой перстень и сказал: «Возьми этот перстень и положи себе в рот. Я надеюсь, что скоро ты встретишь своего деда, и он напоит тебя таким питьём, после которого никогда не почувствуешь жажды» [24]. Это изречение с незначительным расхождением приводит и Сайид ибн Тавус [25].

Вторая атака

После этого Али ибн аль-Хусейн вновь бросился в бой и убил около двадцати воинов из куфийского войска. Но, несмотря на это, куфийцы не горели особым желанием убить его [26].

Смерть

Али Акбар (а) доблестно сражался с противниками, и вдруг его заметил Мурра ибн Мункиз и сказал: «Да будут грехи всех арабов на мне, если я не повергну в траур его отца!» [27]. Он подкрался к Али Акбару и нанёс ему удар мечом по темени. Али Акбар (а) упал наземь, и тут все бросились добивать его [28]. Умирая, он закричал: «Отец! Мир тебе! Мой дед встретил и напоил меня. Он говорит мне: "Иди к нам"». Сказав это, он испустил дух [29]. 

После смерти

Имам Хусейн (а) у трупа своего сына

Имам пришёл к своему сыну, наклонился к нему и прижался щекой к его щеке [30]. Затем он проклял его убийц и сказал: «Да убьёт Аллах тех, кто убил тебя [31]. Сынок! Как же они дерзки, что пошли против Всемилостивого и посягнули на святость Посланника (с)! Мир этот после твоей смерти лишь пылинка для меня!» [32]

Кровь Али Акбара (а) возносится в небо

Затем имам Хусейн (а) взял горсть крови Али Акбара (а) и бросил в небо. И ни одна капля не упала на землю! [33].
В молитве, которой имам Садик (а) научил Абу Хамзу Симали, в частности говорится: «Да будут выкупом за тебя мои родители! О ты, кто выступил вперёд отца, который затем безропотно переживал твою утрату и оплакивал тебя! Его сердце жгло, и он бросил горсть твоей крови к небу, и ни одна её капля не упала! Твой отец так и не пережил твою утрату» [34].

Тело Али Акбара (а) переносят в шатёр мучеников

Затем имам Хусейн (а) попросил молодых людей из числа членов Дома Пророка (с) перенести тело Али Акбара (а). Они перенесли его и положили возле шатров, где проходила битва [35]. После этого пришла Зейнаб Кубра вместе с другими женщинами и стала оплакивать его, взывая: «О мой брат!». Затем имам Хусейн (а) поднял её, отправил к лагерю и, обратившись к тем же молодым людям, снова сказал: «Перенесите вашего брата». И они взяли тело Али Акбара (а) с поля брани и перенесли в лагерь [36]. 

Проклятие убийцы Али Акбара (а)

В молитве, которую читают при посещении Священного места, имам Махди проклинает убийцу Али Акбара (а). В ней, в частности, говорится: «Аллах сам приговорит твоего убийцу – Мурру ибн Мункиз ибн Нуман аль-Абди. Да проклянёт и опозорит Он его и всех тех, кто помог ему убить тебя. Да введёт их Аллах в ад! И как скверно это место!» [37].

 

Текст сносок:


  • 1.ابوالفرجاصفهانی،مقاتلالطالبين،ص 86.
  • 2.السماوی،محمدبنطاهر،سلحشورانطف،ص61
  • 3.5،ص 446؛بلاذری،انسابالاشراف،ج 3،ص 361.
  • 4.شیخمفید،الارشاد،ج 2،ص 114؛شيخطوسي،رجال،ص 76
  • 5.قاموسالرجال،ج 7،ص 420 – 419.
  • 6.مقاتلالطالبین،ص 86؛ابیمخنف،وقعةالطف،ص276/یعقوبی،تاریخ،یعقوبی،ج2،ص184.
  • 7.كاملالزيارات/239ب 79 زيارت 18.
  • 8.ابنسعد،الطبقاتالكبری،ج 5،ص 211/یعقوبی،تاریخ،یعقوبی،ج2،ص184
  • 9.معالیالسبطین،ج 1،ص 206.
  • 10.لؤلؤومرجان،ص 44 و 45،رازخوشبختی،ص 189.
  • 11.،فرسانالهیجاء،ص 293 و 294.
  • 12.سیدبنطاوس،لهوف،ص139/خوارزمی،مقتلالحسین،ج2ص34.
  • 13.ابوالفرجاصفهانی،مقاتلالطالبين،ص 86.
  • 14.مقاتلالطالبیین،ص 86.
  • 15.ابناعثم،الفتوح،ج5،ص114/ مثيرالاحزان،ص 68 .
  • 16.ترجمةالحسينابنعساکر،ص 227.
  • 17.شیخعباسقمی،منتهیالآمال،ج2ص867.
  • 18.ابیمخنف،وقعةالطف،ص276/ طبری،تاريخالامموالملوک،ج 3،ص 309.
  • 19.مقتلالحسينخوارزمي،ج 2،ص 35.
  • 20.مثيرالاحزان،ص 68
  • 21.سیدبنطاوس،اللهوف،ص 139.
  • 22.خوارزمي،مقتلالحسين،ج 2،ص35: سیدبنطاوس،اللهوف،ص 139.
  • 23.. خوارزمي،مقتلالحسين،ج 2،ص 35
  • 24.خوارزمي،مقتلالحسين،ج 2،ص 35.
  • 25.لهوف،49.
  • 26.شیخمفید،الارشاد،ص459.
  • 27.شیخمفید،الارشاد،ص459 ؛طبری،تاریخالامموالملوک،ج 3،ص 335.
  • 28.مقاتلالطالبيين،ص 115؛شیخمفید،الارشاد،ص459.
  • 29.مقاتلالطالبين؛ص 115؛سیدبنطاوس،اللهوف،ص 49؛مجلسی،بحارالانوار،ج 45،ص 44.
  • 30.سیدبنطاوس،اللهوف،ص 4
  • 31.شیخمفید،الارشاد،ج2،ص 106 /حلی،ابننما،مثیرالاحزان،ص247/ابیمخنف،وقعةالطف،278
  • 32.سیدبنطاوس،اللهوف،،ص 139؛شیخمفید،الارشاد،ص 459.
  • 33.مقرم،حادثهکربلادرمقتلمقرم،ص257.
  • 34.؛کاملالزيارات،ص 416.
  • 35.شیخمفید،الارشاد،ص459؛طبری،تاريخالامموالملوک،ج 3،ص 336.
  • 36.طبری،تاريخالامموالملوک،ج 3،ص 336.
  • 37.اقبالالاعمال،ج 3،ص 74

  •  

    02:24